(no subject)

13 апреля происходило общее заседание обоих правительствующих учреждений, Сената и Синода, по поводу просьбы казанских татар о позволении возобновить сломанные мечети. По справке оказалось, что в Казанской губернии было сломано из 536 мечетей 418, причем казанский архиерей объявил, что ему синодальным указом 1743 года запрещено допускать постройку новых мечетей и построенные после запретительных указов мечети везде велено разобрать. Из Астраханской губернии донесено, что ломать мечети опасно: магометане, старые подданные, могут разбрестись, а у других охота к выходу в Россию отнимется. Приказали: мечети сломать и вновь не строить в тех местах, где будут жить русские и новокрещены, чтоб им соблазна не было, а иноверцев из тех деревень перевести в другие, где одни магометане живут. Если все мечети сломать, то опасно, чтоб не дошел слух в те государства, где между магометанами живут люди греческого исповедания и построены св. церкви (не произошло бы там церквам какого утеснения?), и потому велеть построить татарам в Казани в Татарской слободе две мечети; также повсюду строить мечети в тех деревнях, где одни татары, нет русских и новокрещен и где жителей от 200 до 300 человек; а если по этому расчету останутся лишние мечети, то сломать немедленно.

С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том 21. Глава 4
https://azbyka.ru/…/istorija-rossii-s-drevnejshih-vrem…/21_4

(no subject)

У Бартольда в "Турция, ислам и христианство" прочитал:

"В XVIII в. греки и сербы довольно охотно возвращались из-под власти Австрии и Венеции под власть Турции; в 1878 г., перед вступлением австрийских войск, христиане и мусульмане собирались вместе дать отпор врагу и выражали свое единение полуславянской, полутурецкой фразой: «Мы смо бир» (бир по-турецки «один»).
Боснийские сербы, в 1875 г. своим восстанием положившие начало распадения Турции, после нескольких лет австрийского управления просили султана восстановить турецкое господство. После перехода Добруджи к Румынии жившие там русские казаки, некогда ушедшие из России, ушли из-под власти румын не на свою прежнюю родину, но снова под власть турок, в Малую Азию. Русский исследователь, посетивший их в начале XX в., передает их отзыв о турецком господстве: «Старый-то турчин больно хорош, под им и на Дунае хорошо было, пока рамын не пришел»."

Минорский, У русских подданных султана, М., 1902 стр. 19 (Отд. Оттиск из
«Этнографического обозрения», 1902, кн. 53)

(no subject)

«Лучшим является тот, кто будет лучшим перед Аллахом в мире ином, а это пока никому неизвестно. Поэтому, когда ты увидишь мусульманина младше себя, подумай: “Он лучше меня, ибо он ещё не ослушался своего Творца, как я”. Если увидишь человека старше тебя, подумай: “Он начал поклоняться Аллаху раньше меня, поэтому он лучше меня”. Если этот человек будет учёным (алимом), то он лучше тебя, ибо знает больше тебя. А если он невежда (джахиль) и грешник, то он лучше тебя, ибо он грешит, не зная, что это грех, а ты совершаешь грех осознанно. И кто знает, чей конец будет лучше, твой или его. А если другой будет кафир, то подумай: “Сегодня он кафир, а я мусульманин. Быть может, завтра он примет веру и спасётся от гнева Аллаха, а я (да убережёт меня Аллах) могу впасть в неверие и оказаться среди обитателей ада”».

Имам аль-Газали. «Бидаят аль-хидая».

(no subject)

Деревня Лызлово (МО). Копия храма Покрова на Нерли. Местные признались, что "батюшка дружит с Администрацией Президента"..


(no subject)

"Итак, сам Гомер считает Геракла смертным человеком. Иероним же, философ, рассказывает о его внешности, говоря, что это – маленький, взъерошенный крепыш..."

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Глава вторая, § XXX.
(Имеется в виду Иероним - философ 3-го века до н.э., последователь Аристотеля. Занимался историей литературы.)

Вот как было бы здорово, если бы какой-нибудь голливуд снял боевик (без намека на комедийность) про Геракла по описанию этого Иеронима-философа!

(no subject)

"Не имея понятия о Боге, ниспославшем их [божественные благодеяния] , выдумали каких-то спасителей – Диоскуров, отвращающего беды Геракла и врача Асклепия."

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Глава вторая, §XXVI

Интересно, что сказал бы сегодня Климент Александрийский относительно института святых и угодников?

(no subject)

Я бы не сказал, что вавилоняне такие уж практичные. Вот если бы они организовали ускоренные кулинарные курсы для мужчин, тогда сэкономили бы гораздо больше...

"Во время похода персидского флота на Самос вавилоняне подняли восстание, прекрасно подготовленное. За время правления мага и заговора семи, в течение всего этого смутного
времени, вавилоняне готовились к осаде и делали это, я полагаю, втайне. А когда началось открытое восстание, вавилоняне сделали вот что. Каждый выбрал себе по одной женщине (кроме матери), какую хотел; остальных же всех собрали вместе и задушили. А по одной женщине каждый оставил себе для приготовления пищи. Задушили же своих жен вавилоняне, чтобы не тратить на них пищи."

Геродот, История. 3. 150.